By
Редакторon
Фастфуд стал неотъемлемой частью современной жизни. Скажите честно, сколько раз после тяжелого рабочего дня, чтобы не готовить самостоятельно, вы делали ставки на Биг Мак или Чисбургер? А сколько раз перекусывали картошкой фри во время обеденного перерыва, или во время шопинга?
Сегодня рестораны быстрого питания настолько прочно вошли в нашу жизнь, что уже сложно представить хоть один город без золотых арок на фоне серых улиц.
McDonald’s (или McDonald’s Corporation) – крупнейшая сеть в мире. Здесь подают гамбургеры, чизбургеры, курицу, картофель фри, безалкогольные напитки, молочные коктейли и другие десерты. К тому же, если сравнивать Макдональдс Цены, то они, в сравнении с ценами других ресторанов, довольно низкие.
Первый ресторан McDonald’s открыли в 1940 году братья Морис («Мак») и Ричард Макдональд в Сан-Бернардино, Калифорния. Изначально это был магазин для автомобилей, предлагавший широкий выбор товаров. Однако в 1948 году братья решили модернизировать бизнес, и после трехмесячной реконструкции возникла новая задумка. Открыть небольшой ресторан, чтобы производить большое количество еды по низким ценам.
Чтобы добиться этого, братья ограничили меню — в него были включены только гамбургеры, картофельные чипсы (позже замененные картофелем фри), напитки и пироги — и разработали простой и эффективный формат, который они назвали Speedee Service System. Это включало стойку самообслуживания, которая устраняла необходимость в официантах и официантках, а клиенты получали свою еду быстро, потому что гамбургеры готовились заранее, упаковывались и нагревались с помощью тепловых ламп. Эти нововведения позволили братьям брать всего 15 центов за обычный гамбургер, что примерно вдвое дешевле, чем в ресторанах-конкурентах.
McDonald’s имел огромный успех. Благодаря таким нововведениям, владельцы уже к середине 50-х годов стали получать прибыль в полтора раза большую, чем раньше — около 350 000 долларов в год. Ресторанчик стал популярен во всей Калифорнии, о нем даже начали писать в газетах.
В 1952 году братья начали работу по франчайзингу, они вроде бы хотели расширять свой бизнес, но особо не хотели этим заниматься.
Развитие бренда
Так бы все это и продолжалось, если бы рестораном не заинтересовался Рэй Крок. Он был классическим мечтателем, бросившим школу в 15 лет. В 52 года пробовал множество занятий, но заметных успехов нигде не добился. Попав однажды в ресторан «Макдональдс» и увидев длинную очередь у стойки, он понял, что такая система может работать где угодно. Тем более по цене гамбургера в 15 центов! Таким образом, Крок оказался в свое время в нужном месте.
В 1954 году Рэй Крок купил франшизу, и с тех пор McDonald’s начал свою экспансию. К 1958 году у корпорации McDonald’s было уже 34 ресторана, а к 1959 году — 102.
В 1961 году Рэй Крок выкупил McDonald’s, в 1962 году появился знаменитый сегодня логотип Golden Arches, а в 1963 году появился рыжеволосый клоун Рональд Макдональд.
Расширение и продукты
У корпорации McDonald’s был отличный маркетинг и они очень быстро реагировали на запросы клиентов, постоянно экспериментируя с новыми видами гамбургеров, некоторые из них работали, а другие — нет. Кстати, происхождение гамбургера до сих пор неизвестно. Вероятно, этот «бутерброд», в свое время был привезен в Соединенные Штаты немецкими иммигрантами 19-го века, где за несколько десятилетий стал считаться типичной американской едой. О важности гамбургера в американской поп-культуре свидетельствует его практически повсеместное распространение по всему миру.
Например, гамбургер с ломтиком ананаса и ломтиком сыра, «хулабургер», провалился, а Биг Мак (появившийся в 1968 году) сразу стал популярным и популярен даже сегодня.
В конце 1970-х начали появляться другие сети быстрого питания, такие как Burger King и Wendy’s, которые активно распространялись, ища свое место на рынке. В большинстве случаев, чтобы оставаться конкурентно способными, их поддерживали агрессивные рекламные кампании и низкие цены, но McDonald’s выжил. В 1980 году компания представила McChicken — сэндвич с курицей, а в 1983 году Chicken McNuggets (после провала McChicken).
Эксперты того времени считали, что индустрия быстрого питания перенасыщена, однако McDonald’s продолжал расти. Они открыли свой 10 000-й ресторан в апреле 1988 года. К началу 90-х у них было более 3600 торговых точек в 58 странах, не считая Соединенных Штатов (где их было около 9 000). Но 90-е принесли трудности. Слишком много экспериментов провалились, и рекламные кампании провалились. В McDonald’s было так много торговых точек, что новые начали забирать покупателей у старых. Из-за всего этого расширение в США замедлилось, но McDonald’s удалось решить эту проблему, представив вместе с едой популярные игрушки (Teenie Beanie Babies и игрушки из фильмов Disney и Pixar). В 1998 г. чистая прибыль компании снизилась впервые с 1965 г., когда она стала публичной, что привело к сокращению рабочих мест.
Критика и ответ
Успех McDonald’s вызвал повышенную критику, большая часть которой касалась его предполагаемой связи с глобальным ростом ожирения. В самом начале 2000-х против компании в США были поданы различные судебные иски, в которых утверждалось, что их еда вызывает проблемы со здоровьем. Также McDonald’s испытал негативную реакцию после выхода популярного документального фильма Super Size Me (2004), в котором режиссер заметил, что его здоровье резко ухудшилось, когда он сидел на диете только из продуктов McDonald’s.
Компания с пониманием отреагировала на критику, добавив в свое меню полезные для здоровья продукты, и начала разработку веганского «гамбургера», разновидности которого появлялись под такими названиями, как McVegan, PLT и McPlant. В 2017 году Макдональдс выпустил свой первый гамбургер на растительной основе, хотя он был доступен только на определенных рынках. Через два года началось тестирование еще одного веганского гамбургера. Кроме того, в 2018 году McDonald’s объявил о прекращении использования консервантов в большинстве своих гамбургеров. За это время компания также отказалась от порций больших размеров, а ее рестораны в США и Канаде перестали употреблять трансжиры в ряде продуктов.
Компания также подверглась критике за ее негативное воздействие на окружающую среду, особенно в отношении ее вклада в выбросы парниковых газов. В начале 21 века McDonald’s выступила с инициативами по сокращению выбросов в своих ресторанах и при производстве говядины у поставщиков. Кроме того, упаковка компании вызвала беспокойство, и в это время McDonald’s запустила программу по переходу на возобновляемые или переработанные пакеты, посуду и другие предметы.
Волонтерство
McDonald’s активно занимается благотворительностью. В 1974 году присоединился к футболисту Филадельфии Иглз. Фред Хилл, дочери которого диагностировали лейкоз, основал Дом Рональда Макдональда в Филадельфии. В резиденции разрешалось жить семьям рядом с больницей, где лечились их дети. К началу 21 века в мире существовало более 360 таких домов. В дополнение Благотворительный фонд «Дом Рональда Макдональда» (основан в 1987 г.) поддерживает различные другие усилия. McDonald’s также выступила с дополнительными инициативами, включая программу стипендий для латиноамериканских студентов.
Сегодня McDonald’s присутствует в 119 странах, где у нее более 35 000 ресторанов и где ежедневно обслуживается более 68 миллионов клиентов.
Самые популярные публикации раз в неделю!